Сегодня отмечает 59-й день рождения певец и композитор, Заслуженный деятель искусств РФ Игорь Евгеньевич Корнелюк. Сердечно поздравляем любимого маэстро, желаем крепкого здоровья и неиссякаемого творческого вдохновения!
Игорь Евгеньевич написал множество замечательных мелодий и композиций в самых разных формах — более двухсот эстрадных песен, саундтреки ко многим знаковым кинофильмам, музыку к театральным постановкам, и даже оперу!
Уже несколько десятилетий подряд одним из постоянных авторов стихов к музыке Игоря Евгеньевича является Регина Лисиц — талантливый поэт из Петербурга. В день рождения композитора мы хотели бы рассказать об истории возникновения этого замечательного творческого дуэта, тем более что многие факты и по сей день остаются неизвестными широкой публике.
Регина Лисиц и Игорь Корнелюк познакомились в музыкальном училище при Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, где Игорь учился на теоретико-композиторском факультете, который впоследствии с отличием окончил и поступил в консерваторию, а Регина — на фортепианном факультете, после окончания которого стала пианисткой.
Игорь искал автора, который бы смог писать стихи на уже готовую музыку, и кто-то ему посоветовал обратиться к Лисиц, которая в то время очень удачно писала стихотворные сценарии к капустникам. Впервые они встретились в электричке на пути в Лемболово, куда их вывозили от училища вместе с педагогами на специальные «дни здоровья». Как потом рассказывала Регина, первая встреча с будущим творческим союзником тандема, подарившего впоследствии миру немало великих песен, была весьма смешной: «Я оказалась в рядом с Корнелюком, но мы тогда ещё не были знакомы. Я была очень воспитанная интеллигентная девочка, играла на рояле. И вдруг я сижу напротив человека — патлатого, с гитарой, и он орёт дурным голосом какие-то песни. И я подумала: «Господи, куда я попала, неужели здесь все такие сумасшедшие?». Было это когда Регина училась на первом курсе.
Вторая встреча с Игорем была не менее экстравагантной. Однажды этот «кудлатый» парень находит Регину в столовой и говорит: «Ты с какого курса? — Со второго фортепианного. — У вас там Лисиц на курсе учится, мне надо с ней познакомиться. — А зачем? — А ты то здесь при чём? Какое твоё дело? — Да я и есть та самая Лисиц! — Да ладно! — Да честное слово!»
Вот так забавно и началась эта история. Игорь принес музыку и попросил написать стихи: «Совершенно для меня непонятно было как это делается, я написала, чтобы он отстал». Но Игорю понравилось и сотрудничество продолжилось.
Надо сказать, что Регина всегда сочиняет стихи на готовую музыку. Как она неоднократно говорила — композитору нужна творческая свобода. Если ему дать готовые стихи, то в них уже заложен определенный ритмический рисунок, который сковывает композитора. «90% времени мне требуется на то, чтобы полюбить и почувствовать ту музыку, которую мне принесли. Когда я начинаю её любить — стихи пишутся за несколько минут. Если я не уверена хотя бы в одном слове, я точно знаю — песня «не пойдёт», поэтому очень ответственно отношусь к стихам».
В содружестве Игоря и Регины родились те песни, которые мы знаем и любим уже несколько десятилетий: «Возвращайся», «Дым», «Милый», «Билет на балет», «Мало ли», «Последняя глава», «Дожди», «Месяц май», «Маленький дом», «Лунная дорога», «Я не могу так жить», «Насовсем», «Белый вечер», «Клёво», «Плохая примета», «Город, которого нет», «Ты для меня чужой» и многие другие.
Кстати, истории рождения песен «Город, которого нет» и «Ты для меня чужой» тоже очень интересны. Песни создавались к сериалу «Бандитский Петербург» и, конечно же, никто и представить не мог какая всенародная слава ждала впоследствии эту кинокартину. Стихи к «Городу» писались целых полгода! Как обычно, Игорь принес музыку, Регина подтекстовала её так, как она чувствовала. Игорю понравилось, но он почему-то сказал, что режиссёр картины Владимир Бортко это забракует. Якобы он хочет про совершенно другое. Бортко и Лисиц тогда не были знакомы, и Регине пришлось создать ещё один вариант. Хотя, как она говорит — «я могу написать стихи только один раз, я не готова согласиться с тем, что кто-то кроме меня ещё может знать, про что эта музыка написана». Второй вариант был создан, его послушал Бортко, они познакомились с Региной. Ему всё понравилось, но теперь нужно было чтобы стихи шли от первого лица. Регина написала третий вариант, что далось неимоверным трудом! Потом Игорь поменял музыку в припеве и всю стихотворную работу пришлось начинать заново. Четвертый вариант понравился всем, он был записан Игорем. Хотя потом опять начались сомнения, и даже Владимир Бортко сказал: «Зря я вмешался полгода назад, надо было оставить всё так как было». Какая именно версия стихов попала в итоге в фильм мы доподлинно так и не знаем, но один из вариантов припева звучал так:
Мне до тебя рукой подать, чтоб удержать одно мгновенье
Дай мне тебя не потерять, моя любовь – моё спасенье…
Для песни «Ты для меня чужой» очень долго не могли найти исполнителя. Игорь перепробовал нескольких певиц, но всё было «не то». Когда пришла Татьяна Буланова, все вопросы отпали. Именно Татьяне удалось наиболее тонко прочувствовать и передать те эмоции и переживания, которые были заложены Игорем и Региной в этом произведении. Удивительно, но Татьяна поначалу отказывалась от этой песни. И только благодаря тому, что настояли все — от режиссера и композитора до участников съемочной группы, певица согласилась. Интересно, что именно на эту песню Игорь Корнелюк делал ставку, именно ей пророчил большую известность. «Город, которого нет» композитор как-то недооценивал.
Время всё расставило на свои места. Именно «Город» стал, наверное, главной песней в жизни Игоря и не зря Регина Лисиц так долго и трудно создавала стихи и искала тот единственный верный вариант. «Город, которого нет» — это произведение о поиске смысла жизни, об одиночестве и фатализме, о смерти и бессмертии, которое ещё не одно десятилетие будет жить в сердцах людей благодаря таким талантливым авторам, как Регина Лисиц и Игорь Корнелюк.