«В жизни раз бывает…» – под таким названием Игорь Крутой обычно проводит свои юбилейные концерты в Москве с 2004 года. Тогда это были три последних дня в октябре (с 29 по 31) и Государственный Кремлевский Дворец, в 2014 – 22 ноября и «Олимпийский», в 2019 – 3 ноября и «ВТБ-Арена». И вот двадцать лет спустя – новое шоу, названное просто «Юбилейный вечер». Афиши, на которых не был указан состав участников, коротко сообщали: «Мегахиты и Мегазвезды». И это не преувеличение, как минимум одна отечественная Мегазвезда – певец, которого без иронии можно так назвать, уже три года не появляющийся на большой сцене, в анонсе приглашенных артистов был заявлен. Но обо всем по порядку.
8 и 9 ноября – две даты юбилейных шоу 2024 года. Такого тоже не было достаточно давно, а именно с 2004-го, когда концерты в Кремле шли три дня. Напомним, что у Игоря Яковлевича кроме обычного формата творческих вечеров, где звезды эстрады поют его песни, широко известных ещё с начала 1990-х, существуют ещё юбилейные концерты, в которых принимают участие звёзды мировой классической и кроссовер-музыки. Например, 3 ноября 2019 года на «ВТБ-Арене» было представлено потрясающее Ледовое шоу с участием Лары Фабиан, Андреа Бочелли, Димаша Кудайбергена, а 4 декабря 2014 года в Кремле пели Дмитрий Хворостовский, Суми Чо, Лара Фабиан, Андреа Бочелли и другие великие артисты.
Итак, 2024 год и новое шоу на новой площадке – Live Арена. Два вечера песен Игоря Крутого в исполнении звезд отечественной популярной музыки. Вёл оба концерта сам юбиляр – много шутил, вспоминал истории из жизни, рассказывал истории создания песен, знакомства с поэтами (например, с Риммой Казаковой в самолете на высоте 10000 метров) и другими знаковыми людьми, повлиявшими на его жизнь и судьбу. С экранов звучали поздравления от вышеупомянутых Андреа Бочелли, Суми Чо, Лары Фабиан. Сцена была выполнена в форме выступающего полукруга, в центре которого помещалась огромная люстра из экранов – именно она опускалась вниз и закрывала от зрителей сцену, когда шла замена декораций и подготовка следующего номера, и поднималась вверх, являя публике очередного участника шоу. Каждый номер программы (а их в общей сложности было почти 40!) был удостоен собственной сценографии – видеоряда, определенного положения люстры и её перемещения в ходе номера, балета, сценария – в общем, работа постановщиками была проделана немалая, и это было заметно.
Упомянем о номерах, с нашей точки зрения, наиболее удачных, вызвавших наибольший зрительский отклик. Отметим, что, видимо, было принято решение не делать традиционный концерт, где большинство приглашенных артистов поют песни Игоря Крутого, написанные для них в разные годы. Поэтому, получилось этакое кавер-шоу. Какие же кавер-версии были наиболее удачными?
Во-первых, это Дима Билан с песней «Я тебя отвоюю», написанной когда-то для Ирины Аллегровой. Выразительность и чувственность подачи песни Димы никого не оставили равнодушными – публика очень тепло приняла песню на стихи великой Цветаевой на обоих вечерах.
Далее Сергей Лазарев с хитом Ольги Кормухиной «Мой первый день». Песня прозвучала только на одном концерте 8 ноября. Кажется, Сергею удалось передать настроение человека после расставания с любимым, блестяще описанное Риммой Казаковой.
Конечно же, Лолита, исполнившая «Любовь, похожую на сон». В первый вечер она очень волновалась, о чем сказала сразу после окончания песни. Во второй раз получилось лучше, кажется, была найдена нужная мизансцена с роялем, около которого артистка и завершила композицию. В 2004 году Алла Пугачева не участвовала в юбилейных концертах маэстро, поэтому «Любовь, похожую на сон» великолепно исполнил Филипп Киркоров, их пара на тот момент ещё не распалась, поэтому он знал кому и о чём пел. В 2014 Народная артистка СССР представила сей шедевр лично — автор этих строк, присутствовавший тогда в «Олимпийском» до сих пор помнит мурашки от этого потрясающего исполнения. Прошло 10 лет, участие Аллы Борисовны в таких концертах теперь, к сожалению, невозможно. Поэтому понимаешь, что никто, кроме Лолиты Милявской не справился бы с этой песней — нет больше такой артистки, которой подвластны исповедальные песни Пугачевой. А у неё получилось – по-другому, но получилось. Да и не могло быть иначе.
К слову, ещё один кавер на песню Пугачевой исполнил Филипп Киркоров. «Приглашение на закат», написанное Игорем на стихи самой Аллы, предсказуемо ему удалось — не в последнюю очередь благодаря эффектной сценографии.
Ани Лорак и песня «Ты меня любишь». Тут, конечно, помимо блестящего вокала певицы основной эффект на зрителей производила хореографическая постановка номера – в лучших традициях «Евровидения» и Сергея Лазарева.
Неожиданно свежо прозвучал хит Ирины Аллегровой «Бабы-стервы» , который представили Лера Кудрявцева и Катя Гордон (на втором вечере у дуэта появилось название — «Зависть»). Здесь тоже нужно сказать спасибо постановщикам – было очень интересно наблюдать за двумя заклятыми подругами и их выяснением отношений.
Как ни странно, Шаману удались «Свадебные цветы». Тембрально исполнение очень напоминало голос Аллегровой в её лучшие годы – господин Дронов не стал привносить в песню ничего лишнего, а просто спел так, как нужно. Ну и он единственный, кто спустился к зрителям сам и дошёл до самых дальних рядов.
Отметим интересное прочтение песни «Речной трамвайчик» Анжеликой Варум. Тот случай, когда изменение аранжировки пошло песне на пользу, превратив её в уютную босса-нову.
Ещё одно почти стопроцентное совпадение артиста и песни произошло с Григорием Лепсом и песней Валерия Леонтьева «Я позабыл твой лицо». Версия Григория Викторовича получилась какой-то особенно пронзительной.
«Сокровища Черного моря» Артура Пирожкова запомнились не столько харизмой Александра Реввы, сколько надувными дельфинами, которые «плавали» над залом по какой-то только одной лишь им ведомой траектории почти задевая головы зрителей – такого технического решения у этой песни не было никогда.
«Любовь уставших лебедей» в отсутствие Димаша Кудайбергена и Лары Фабиан блестяще представила Хибла Герзмава. Произошло это на втором вечере, между выступлениями Ирины Аллегровой и Валерия Леонтьева.
А теперь остановимся подробнее на этих двух Именах. Оба проработали с Игорем Крутым не один десяток лет, записали не один альбом. И оба давно не дают сольных концертов. Появление в афише Валерия Леонтьева для многих зрителей мгновенно решило вопрос похода на творческие вечера Крутого в этом году. К слову, цены на билеты были весьма немаленькие — партер начинался от 10 000 рублей, а первый ряд стоил немыслимые 100 000. И тем не менее был практически солд-аут.
В первый вечер выступление Леонтьева случилось около полуночи – к концу четвертого часа концерта. И сразу стало ясно, кого больше всего ждали зрители. Артиста не объявили: поднялась люстра и в мизансцене все увидели театральную гримерку с зеркалами, в которых отражаются зрители, но не видно артиста, который сидит спиной к залу. Началось вступление – преданные поклонники сразу узнали песню – это был «Занавес», написанный когда-то для Ирины Аллегровой, а в 2018 году её взял в репертуар Леонтьев. Вот и первый куплет, ещё не все зрители догадались кто же перед ними, хотя голос Валерия Яковлевича не оставлял сомнений, что это он. И, наконец, на припеве «Занавес! Отыграны все роли!» Леонтьев встает и, отшвырнув кресло, разворачивается к залу. Звучат аплодисменты, и зал замирает, ловя каждый жест и взгляд артиста. Что говорить, песня пророческая, подходящая к моменту именно сейчас, когда Леонтьев объявил о завершении гастрольной деятельности. То, что происходило дальше, едва песня закончилась, достойно отдельного рассказа. Около сцены сразу образовалась толпа зрителей с охапками цветов, жаждущих подарить их любимому артисту. Их становилось всё больше и больше. И концерт стал похож на финал обычного сольника Валерия Леонтьева — кажется, вот сейчас зазвучит музыка из «Дельтаплана», артист начнет представлять балет и музыкантов («редкое имя Валера, ещё Валера и я – тоже Валера» — так Леонтьев обычно представлял своих верных помощников — басиста Валерия Долгина, звукорежиссера Валерия Зелянина и себя). Зал встал и несколько минут стоя аплодировал артисту, пока тот собирал цветы. С трудом справившись с этим занятием и поблагодарив за терпение, Леонтьев попросил Игоря Крутого не переживать по поводу цифры 70 – «мне тоже недавно было 70, думал кранты, а потом ничего, привык». Какая же будет вторая песня? «Был месяц май?» — спросил Валера у Игоря. «Был!» — согласился Игорь. Зазвучал «Один билет». Зрители, столпившиеся у сцены, и не подумали расходиться, и упоённо пели этот нехитрый мотив вместе с кумиром. Потом овация продолжилась. В первый вечер Леонтьев выступал предпоследним, за ним последовал Николай Басков. Во второй вечер Леонтьев завершал концерт – далее был музыкальный гимн, сопровождающий творческие вечера Крутого без малого 30 лет – песня на стихи Игоря Николаева «Ангел-хранитель».
На втором концерте автором этих строк было принято решение устремиться к сцене вместе с поклонниками Леонтьева после завершения «Занавеса», благо место было в партере и недалеко. Надо сказать, что энергетика Леонтьева всегда пробивала зал до самого конца, до самого последнего ряда. Даже там ты попадал под эти магические чары и проваливался куда-то по ту сторону добра и зла. Но когда ты стоишь совсем рядом и видишь Валерия Яковлевича буквально в метре от себя… Тебя просто сносит эта волна — настолько силён этот энергетический поток. Силён до сих пор, «сквозь пепел лет», несмотря ни на что… Описать это словами невозможно, но те, кто многие годы ходили на концерты Леонтьева не раз писали и говорили о том, что чувствуют примерно то же самое. Время как будто останавливается, и нет ничего, кроме Сцены и Его голоса. Вроде и всего две песни, а как будто прошла целая жизнь…
Ирина Аллегрова представила на суд зрителей три композиции – «Я тучи разведу руками», легендарный «Незаконченный роман» с Игорем Крутым и «Имя твоё» на стихи Марины Цветаевой. В отличие от Леонтьева неохотно принимала цветы – но её зрители об этом в общем-то знают: певица уже многие годы просит зрителей дарить цветы только в финале концерта и не жалует фотосъемку. Однако, в этот раз Аллегрова всё-таки приняла букеты у нескольких человек, с остальными помог Игорь Крутой.
Было ещё несколько артистов, которые представили не кавер-версии песен маэстро, а свои собственные авторские работы с ним. Михаил Шуфутинский – «Пусть тебе приснится Пальма-де-Майорка» и «Третье сентября» в трио с Игорем Николаевым и Игорем Крутым, Александр Серов – «Как быть» и «Я люблю тебя до слёз», группа «А-Студио» — «Папа, мама», Николай Басков – «Шарманка», «Все цветы», «С днём рождения».
Отметим участие в концерте Крутого ещё одного легендарного кумира – это Юрий Антонов, пришедший поздравить маэстро 8 ноября и исполнивший хит Киркорова «Радость моя». Юрий Михайлович в следующем году будет отмечать 80-летие, отрадно, что он в хорошей форме, хоть и редко посещает светские мероприятия и сборные концерты (о его сольном выступлении в Москве этим летом мы писали здесь).
А вот Лев Лещенко, наоборот, может принять участие сразу в двух мероприятиях за один вечер – так случилось 9 ноября, когда параллельно шоу Игоря Крутого шел юбилейный концерт Александры Пахмутовой. Лев Валерьянович не обидел никого – спел и у Александры Николаевны, и во второй раз у Игоря Яковлевича.
В заключение упомянем артистов молодого поколения, которым были доверены песни маэстро. Хабиб, Люся Чеботина, Мари Краймбрери, Анна Асти. У последней даже появилась своя авторская песня Крутого, сценическая премьера которой и состоялась 8 ноября в Live Арене. Все справились с песнями по-разному, каждый в силу своих возможностей. Но смотрелось это весьма неплохо.
На 8 марта 2025 года запланировано новое Ледовое шоу Игоря Крутого, о чем композитор сам объявил на прошедших творческих вечерах. Постановщиком программы является Илья Авербух, петь будут Ильдар Абдразаков, Суми Чо, Хибла Герзмава и Дима Билан. Будем ждать новой встречи с музыкой Маэстро!
© Арсений Батурин, специально для discoclub.su